— Откуда вы впервые услышали о Небослове? Помните ли, какая была первая песня и какое впечатление она произвела?
— Тут поблагодарить надо Лику Александриди, что позвала на ДР-сцену, на фестиваль " Платформа". Там-то я впервые и услышал это имя. Но только имя... С музыкой познакомился чуть позже, уже отойдя и маленько поостыв от фестивальной горячки, когда захотелось послушать и те группы, на которые не смог выбраться (пять сцен одновременно, попробуй везде успей, если ты к тому же ещё и волонтёр)... Вот тут-то и услышал я "Считай до ста" — первую мою небословскую песню...
Тут стоит отмотать немного назад, вернуться ко времени начала девяностых, конец школы, начало учебы в пединституте. Тогда я всерьёз увлекся творчеством ОБЭРИУтов. Хармсом и Введенским особенно! Писал по ним работу. Глубоко проникся их отношением к языку, сам пробовал писать нечто подобное. И вот я слышу в этой песне, в этих не совсем складных рифмах знакомое, похожее, такое близкое... И я на полном серьёзе считаю, что Илья не только продолжает, а во многом и пошел куда дальше них в своем творчестве. Их жизнь и творчество были трагически оборваны, а Илья, живя уже в другую эпоху, получил куда больше возможности к реализации своего таланта
— Небослов для каждого слушателя разный. Какой он, ваш Небослов? Какие песни, какие темы, какие находки вас больше всего увлекают? Что они приносят в жизнь (или что уносят)? В каких настроениях и в каких местах вы любите слушать эту музыку?
— Наверно, будет уместным сказать, что несмотря на наше совсем недолгое общение и знакомство, Илья — мой друг. И вот эта некая способность видеть необычное в обычном, сохраняющийся по-детски наивный взгляд (не во всем, естественно) — я понимаю, что я такой же. А что двум чудакам делить? Только соединять, лепить каждому свои куличики из одного песка одной реки...
Прослушал я далеко не все песни Ильи за все эти годы, тут я полнейший ребёнок — подхожу к куче нарядных запакованных подарков, наугад беру, руководствуясь каким-то внутренним чутьём, отбегаю, слушаю и, как правило, почти всегда вытаскиваю действительно трогающие меня вещи... Думаю, впереди у меня ещё немало открытий...
Естественно, как человека в настоящее время влюблённого, в первую очередь меня привлекают те песни Ильи, где о любви говорится прямо и вслух (есть и такие, где про любовь, но не столь прямо и очевидно).
Мне посчастливилось на одном из квартирников спеть с ним песню "Человек влюбленный". А про "Любимую слева" что сказать? — есть у меня в памяти планшета фотография, где моя любимая крайняя слева... И у неё никаких чувств ко мне. И так созвучно становится это — "... не сбыться мечте заветной — хотя бы приснись. Любимая слева — не промахнись". И есть у меня две дорожные песни — когда едешь далеко-далеко от дома, когда беспокойно сердцу, и щемит, и навертываются непрошенные слёзы (да, взрослые мужчины тоже порой плачут) — "Лодка" Вени Дркина и "Чай и груши" Ильи Небослова.
А так-то, если честно, почти на каждое моё настроение найдется песня Ильи. И не одна... И, в отличие от не менее любимого Ди Курцмана, творчество Ильи куда более светлое и оптимистичное. И даже если песня полна печали и горечи — она светла. И хочется жить, несмотря ни на что. Стало как-то совсем невмоготу — самое время не Бомарше читать с его "Женитьбой Фигаро", а включить "Дядя Ренат приехал", "Гоголь-моголь","Велосипедную"...
Захлёстывает грусть — самое время для "Берега звёзды", "Снится человеку человек"... В математике минус, умноженный на минус, даёт в итоге плюс, так и здесь, по неведомым нам ещё законам Небословья, печаль моя, встретившись с печалью песни, утихает, смиряется, становится терпимой...
— Вам ближе сольные концерты Ильи, или выступления группы?
— Это почти как спросить, люблю я больше правую руку или левую... Сольный концерт, а особенно квартирник — это максимальная близость и открытость артиста и слушателя. А концерт группы — это максимально возможная в настоящий момент времени реализация музыкальной идеи, цельное, многоцветное музыкальное полотно.
И то, и то интересно!
— Знаю, что один из основных ваших видов деятельности связан с педагогикой. Вы ведь преподаёте литературу? Как вы считаете, можно ли читать песни Небослова как стихи? И можно ли их читать детям, школьникам? Есть ли в них что-то позитивно обучающее, или, может быть, всё наоборот, и они подействуют на ребёнка разлагающе и расслабляюще? Ведь у Небослова есть лейтмотив неограниченной свободы и отрыва от общих устоев. Может ли это быть вредным для детей? Что вы думаете?
— Да, я преподаю русский язык и литературу в общинной школе с этого года... Читать-то, конечно, можно. Только сначала надо хирургическую операцию произвести, и вырезать этот текст из живой ткани песни, отделить её от музыки и ритма... По-моему, итог будет не столь хорош! На одном из концертов я спрашивал Илью, как он пишет песню, что появляется сначала — текст или музыка... Насколько я понял, главное — ритм, на него потом нанизываются и слова, и нужные аккорды... И в песне "Скибадуп" есть намёк на это, помнишь "...а ритм шагов такой четкий, в него попадают слова так легко..."?
А детям? Мне кажется, просто читать текст как стихи не стоит... Лучше дать послушать песню, где музыка и слова составляют единое целое, а ещё у лучше — пойти вместе с детьми на представления Музыкального театра Ильи Небослова! Увидеть, услышать, почувствовать, стать рядышком, и, благодаря своей детской фантазии, стать частью этой Сказки. По-моему, безграничная свобода и есть естественное и нормальное состояние ребёнка. И как раз одно из самых больших преступлений мира взрослых и есть слом, приведение мира ребенка в стойло неких общих устоев.
Мир взрослых людей негармоничен, он полон злости, боли и страданий, он, не побоюсь этого слова — уродлив. И к этому уродству раз за разом пытаются привести юную человеческую поросль многомиллионная армия учителей, воспитателей, наставников, мам, пап и бабушек — всех, кто пытается сделать, воспитать из ребенка что-то, а не дать ему возможность самому расти, решать, находить, ошибаться, обжигаться, дуть на обожженное... Армия из вчерашних детей, забывших своё детство... А Илья его не забыл! И, как мне кажется, с Ваней, своим сыном, с нескрываемым удовольствием переживает заново...
— Хочу попросить вас объяснить нам какую-нибудь из песен. Среди аудиозаписей на вашей странице мне встретилась песня «Алхимик». О чём она для вас? И о ком?
— Я не смогу объяснить ничего... Для этого минимум надо стать точной копией Ильи. Я могу только поделиться своими ощущениями, возникающими в моем чувственном мире образами, пониманиями, не претендуя на изъяснение смыслов.
И, наверное, вот так сразу будет сложновато перевести ощущения и образы в печатные слова, тут надо задуматься, вчувствоваться, глубоко погрузиться, при этом ещё пытаясь делать некий анализ... Так что извиняюсь, сейчас от меня путного объяснения не добиться. Но если кратенько...- мне посчастливилось побывать на Масленице в Арт'Эрии. И "Алхимика" я слышал вживую. Слушал заворожённо... Она, эта песня, и про меня немножко. Я ж ведь тоже пробую трогать пространство и время своими стихами. Тоже своего рода алхимик. Занимаюсь тем, что здравомыслящий взрослый назовёт хренью, не иначе. Моя жизнь в таёжной глуши, в общине Виссариона — это тоже осуждаемо и презираемо... И я, однажды встав на этот Путь, уже не вернусь обратно... Я не претендую ни на то, что я надежда поколенья, символ его и отрада, ни на звание пастуха и света. Я пока просто человек влюбленный. И в девушку, и в жизнь, и в радугу!
И спасибо Илье — с его появлением в моей жизни началась веселая путаница — меня в нашем селе за глаза тоже Небословом кликать стали... Случайность? — не думаю. Некоторые мои стихи явно имеют перекличку... Оно само так выходит...:)